Признаки благополучного и неблагополучного речевого развития у детей возраста 2-3 лет
Благоприятное речевое развитие:
На втором году жизни ведущей формой деятельности является ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ!
— ребенок усваивает основное назначение предметов,
— приобретает опыт социального поведения,
— накапливает необходимый запас знаний и представлений об окружающем,
— накапливает пассивный и активный словарь
— использует различные формы речевого общения.
Развивает наглядно-действенное мышление. Мыслить для него – это значит здесь и сейчас с конкретными предметами, а не думать и вспоминать, как это происходит у взрослых.
На третьем году жизни речь ребенка стремительно развивается: от отдельных самостоятельных высказываний в форме фраз, состоящих из 2-3 слов, до развернутых предложений в диалоге, инициированном самим ребенком, и первых попыток использовать монолог. Малыш говорит короткими фразами, использует как простые, так и распространенные предложения, но делает много грамматических ошибок.
В этом возрасте ребенок задает взрослому много вопросов: «Почему?», «Где?», «Зачем?». Малыш еще не умеет четко произносить звуки, он смягчает многие согласные звуки: говорит сям вместо сам, коза превращается в козя, а машинка — в масинку.
Различение всех звуков речи на слух доступно ребенку уже с 2-летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам.
К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным еще несовершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его “подтягивать” свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых.
В возрасте от 2 до 3 лет усваивается произношение и ряда других артикуляторно сравнительно несложных звуков.Это: гласные И, Ы, У, губно-зубные согласные Ф, В, наиболее простые из переднеязычных звуков Т, Д, Н, заднеязычные К, Г, Х и среднеязычный звук Й.
Дети 2-летнего возраста могут иметь в своем запасе от 45-1000 с лишним слов.-Ребенок интересуется и спрашивает как это называется. Это период усиленного развития понимания речи взрослых. Слова носят уже обобщенный характер, а не ситуационный.
3-летний ребенок должен понимать грамматические значения.Изменяет слова в речи по числам, родам и падежам.
-Словотворчество. Ребенок “сочиняет” свои слова, но при этом использует законы родного языка.
-Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет с игрушками или занят еще каким-то делом.
-К 3-4 годам речь ребенка уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:
- -Ребенок развивается с задержкой.
- -Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- -У ребенка есть неврологические заболевания.
- -Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз », он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
- -Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
- -Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
- -Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- -Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
- -Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
- Физическое развитие:
- -Не ходит самостоятельно
-не может поднятся по лестнице
-не перешагивает, не подпрыгивает отрывая ноги от земли, не перепрыгивает.
-не может удержать равновесие 3 сек на одной ноге.
-Не может самостоятельно есть и пить, использовать ложку и чашку(аккуратно)
-Не может сосать жидкость через соломинку
-Не ест вилкой
-Не может сам раздеться, снять штанишки, сесть на горшок.Самостоятельно не одевается и не раздевается.
-Не проситься в туалет(словами).
-Не может застегнуть/расстегнуть молнию - -Не захватывает движущийся предмет
-Не может нанизывать на шнур большие бусины( 2 и 0.5-06) (1.5 и 0.3-0.4)
-не может нести большой предмет(30 см)
-Не может поставить 4-6 кубиков друг на друга
-Не может складывать бумагу по подражанию.
-Не может в три года резать бумагу ножницами
- Психические процессы:
- -Не употребляет местоимение Я и МОЙ
-Не может рассортировать предметы по группам ( съедобное, несъедобное, цветы, звери…)
-Не может найти среди 10 картинок такую же, как у взрослого.
-Не понимает инструкцию.
-Не выполняет задание по примеру взрослого.
-Не вступает в контакт с детьми и взрослыми.
-Не может разложить предметы от большого к маленькому
-Не интересуется, нет вопроса почему
- Развитие речи:
- -Ребенок не повторяет за взрослым простые слова-предложения.
-Не пытается произносить трех-четырехсложные слова: “алясе”(хорошо)
-Не появляются звуки [н], [т], [д](2г)
-Не строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения. - -Не использует жесты при общении, не эмоциональный контакт.
-Не различает один-много
-Не понимает 4 предлога расположения ( в, на, под, за)(3 и старше)
- Игровая деятелность:
- -Отсутствует игра.
-Игра не разнообразна, однотипные(стереотипные) действия.
-Ребенок не отождествляет себя с героем сюжета, не погружается в игру, сказку.
-Отсутствует ролевая игра.
-Не может придерживаться правил в игре с другими.
-Не играет с другими детьми.