Как понять, в норме ли развивается ребенок?

Предпосылки речевых и психических патологий у детей.


Психическое развитие. 1 мес.В минуты бодрствования ребенок легко раздражается, плачет, что является психологической нормой.Новорожденный в основном лежит на спине и не может перевернуться, к 4-м неделям — поза «фехтовальщика»на спине и сжимает ручки в кулачки.Примерно 85% времени головка реб.повернута вправо.Если положить на живот, то он способен оторвать носик от матраса на одно мгновение, необходимо поддерживать головку.

Сигналом того, что что-то нетак является безразличие ребенка к дискомфорту.

Проверяем, в норме ли рефлексы!:

1. Сосательный. В момент, когда в рот ребенка попадает любой предмет достаточного размера, он начинает производить активные сосательные движения. Рефлекс относится к основным, необходим для питания и угасает с концу первого года роста.

2. Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой). Если аккуратно надавить на детские ладошки, он открывает рот и немного сгибает головы. Присутствует с рождения и до двух месяцев.

3. Рефлекс Куссамуля (поисковый). Вызывается такой рефлекс, если погладить малыша в уголках рта, не касаясь губ. Новорожденный после этого повернет голову в сторону раздражителя, в поисках груди, опустит нижнюю губу и язык. Этот рефлекс работает до 3-4 месяцев. Перед кормлением он вызывается лучше всего.

4. Хоботковый. Рефлекс приводит к сокращению круговой мышцы рта, вследствие чего малыш вытянет губы. Его можно вызвать, легонько ударив по губам малыша.

Спинальные рефлексы новорожденного:

1. Рефлекс Моро (испуга). Вызывается несколькими способами – например если резко ударить по поверхности, на которой лежит ребенок, с двух сторон от головы на расстоянии15-20 см. это спровоцирует хватательное движение – малыш разведет руки в стороны, разогнув пальцы, и сведет их вместе. К 4 месяцам рефлекс исчезает. Чтобы лишний раз не пугать малыша, рекомендуется проводить проверку на этот рефлекс только в целях диагностики.

2. Рефлекс Робинзона (хватательный). Выражается в том, что если в ладошку новорожденного вложить палец, он крепко его схватит. К 3-4 месяцам этот рефлекс ослабевает, уступая место осознанному хватанию.

3. Защитный. При переворачивании ребенка на животик, он рефлекторно повернет головку на бок. Этот важный рефлекс помогает сохранить дыхание малыша даже в этом положении.

4. Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. Подняв новорожденного под мышки (придерживая головку) и поставив его на опору, вы увидите, что он согнет ножки, а затем разогнет их, ощутив опору. Если наклонить его немного вперед, малыш будет перебирать ножками, словно идти. К 1-1,5 месяцам этот рефлекс угасает.

5. Рефлекс Бауэра (ползанья). Положите малыша на живот и прислоните к его пяточкам опору – он оттолкнется от неё, словно ползая. Иногда он может совершать такие движения и без опоры – это спонтанное рефлекторное ползанье. Рефлекс существует до 4 месяцев.

6. Рефлекс Галанта. Проведите рукой по спине снизу вверх, отступив от позвоночника 1,5-2 см. малыш при этом выгнет спинку дугой в сторону вашей руки. Такой рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев.

Новорожденный реагирует на болевые, тактильные, температурные раздражители, на световые и звуковые стимулы, на запах.

Два главных момента психической жизни новорожденного — преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды.

В 1-ый мес. жизни для него не существует ни кто-то, ни что-то; все раздражения и все окружающее он переживает только как субъективные состояния. Чувственное и эмоциональное(ощущение и переживание)в нем нераздельно слиты; ребенок не выделяет себя из среды, не отделяет от матери.Новорожденный почти ничем не интересуется, поэтому ему бесполезно показывать игрушки. Его заботит— отсутствие дискомфорта. Новорожденный малоэмоционален. Настроения эти очень быстро меняются.

Позже ребенок начинает реагировать на сложные, окрашенные эмоционально представления (лицо матери). Новорожденный не демонстрирует никаких специфических форм социального поведения.

В целом о психической активности ребенка можно начинать говорить с появлением «комплекс оживления», это первая специфическая реакция ребенка на человека.

В 1,5-2 месяца у новор-го появляется улыбка как реакция на взрослого. Ребенок останавливает взгляд на лице матери, вски­дывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается- «комплекс оживления».Он говорит о появлении первой социальной потребности и переходе к этапу младенчества.

  1. Биологические предпосылки:
  2. У родителей присутствуют:
  3. Анатомические и функциональные особенности нервной системы, дыхательного аппарата, губ, языка, неба и других органов, их специфическое развитие.
  4. Наследственно обусловленное раннее/позднее становление речи в семье( у родителей, бабушек и дедушек….).
  5. Дисграфия/дислексия у членов семьи.
  6. Хромосомные заболевания в семье( синдром дауна, синдром фрагильной, или ломкой, Х хромосомы )
  7. Наследственные заболевания нервной системы ( наследственно медленно созревающий мозг,)
  8. Наследственные нарушения органов зрения/слуха.
  9. Заболевания обмена веществ( фенилкетанурия)

  1. Травмы во время беременности
  2. Попытки прерывания беременности
  3. Резус конфликт
  4. Серьезные заболевания матери( особенно в 1 триместр)( краснуха, гепатит, ветряная оспа, сифилис…)
  5. Сильные стрессы
  6. Употребление наркотических веществ, алкоголя, табака.
  7. Гипоксия
  8. Травмы матери
  9. Гипоксия
  10. Интоксикации
  11. Нарушения кровообращения плода, кровоизлияния в мозг
  1. Кесарево сечение
  2. Акушерские патологии
  3. Асфиксия
  4. ЧМТ
  5. Стремительные/затяжные роды
  6. Преждевременные роды
  7. Неправильное предлежание плода
  1. Нейроинфекции
  2. Опухоли головного мозга
  3. ЧМТ
  4. Нарушения мозгового кровообращения
  5. Травмы ребенка
  6. Отсутствие крика новорожденного/слабый крик (баллы 7 и ниже по шкале Апгара)

Возраст

Движение
3-8( 5) недельУлыбка
4-11(7)Гуление
1.5-3(2)Держание головы
2.5-5.5(4)Направленные движения ручек
3.5-6.5(5)Переворачивание
5.5-8(6)Сидение
5-9(7)Ползание
5.5-10.5(8)Произвольное Хватание
6-11(9)Вставание
6.5-12.5(9.5)Шаги с поддержкой
8-13(10.5)Стояние самостоятельное
9-14 (11.75)Ходьба самостоятельная

Специалисты утверждают, что речевые нарушения можно определить чуть ли не с первых дней жизни ребенка. В первую очередь на это указывает монотонный слабый крик малыша.

Если к концу 1 месяца криком малыш не выражает свое неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте это важный знак, вам следует обратиться к специалисту. К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривают.К концу 5 мес. не произносит отдельных звуков или слогов, не стремится отыскать взглядом те предметы, на которые указывают взрослые («Где свет?»). К концу 7 мес. не стремится обратить на себя внимание, издавая определенные звуки. К концу 9 мес. не появились слова, которые состоят из одинаковых слогов («ма-ма», «па-па», «дай-дай» и т.п.). К концу 10 мес. малыш не владеет восемью слогами или звукосочетаниями, не машет отрицательно головой, не отвечает движениями руки на прощание. К концу 12мес. не произносит осмысленно ни одного слова, не прислушивается, когда звучит музыка, не выполняет простых требований («Дай мишку!» и т.д.). К концу 15 мес. не употребляет осмысленно слова «мама», «папа».К концу 19 мес. не произносит осмысленных слов, не показывает части тела, которые называют взрослые.К концу 29 мес. не понимает значения слов «большой — маленький».

Если у ребенка возникают данные проблемы, то у него возможны нарушения речевого, психического развития. 

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Ответим на все вопросы быстрей чем найдёте информацию на сайте

ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Контакты

8 (423) 225-86-61

г. Владивосток,

ул. Волкова, 3а