​Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики в норме и патологии

Важную роль в развитии ребёнка играет общая моторика, она служит фундаментом для физического и психического здоровья в целом. У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. А также у него более высокая умственная активность, что доказывает обязательное применение двигательных упражнений в коррекционной работе с детьми. Тем самым данное воздействие благоприятно сказывается на речевых процессах.

Известно, что ни одно логопедическое занятие с ребёнком не обходится без упражнений на развитие мелкой моторики. Поэтому одновременно с работой над общей моторикой, отводится значительное место пальчиковым движениям. Ведь моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Нет сомнений, в необходимости формирования артикуляционной моторики, которая служит средством преодоления нарушений звукопроизношения. Что, в свою очередь, имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка с нарушением речи. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Для того чтобы проследить значение состояния моторной сферы в норме и патологии представим сравнительную характеристику с опорой на онтогенез. Рассмотрим подробно общую, мелкую и артикуляционную моторику.

В ходе развития ребёнка необходимо учитывать патологические симптомы, проявляющиеся с рождения до 3-х лет, которые могут иметь различную степень выраженности. Нормально развивающийся ребёнок уже к

3-ей неделе в положении на животе совершает попытку приподнять голову. Далее, к концу первого месяца жизни у него формируется лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову (в положении на животе или на спине ребенок поднимает и удерживает голову).

При нарушении моторного развития в период новорожденности у детей могут отмечаться различные варианты нарушений мышечного тонуса. Объем пассивных движений значительно увеличен. Спонтанная двигательная активность может быть снижена. Безусловные рефлексы чаще мало выражены. К концу первого месяца жизни у малыша не формируется лабиринтный установочный рефлекс на голову.

В 1-3 месяца в норме сгибательная поза еще сохраняется, но уже не так ярко выражена. Отмечается нарастание объема движений в руках и ногах. К концу периода он способен совершать активные повороты головой в стороны, особенно на звуковой сигнал. На третьем месяце, лежа на спине, ребёнок пытается поднять голову.

К третьему месяцу в положении на животе, поднимая голову, ребенок опирается на предплечья, руки полусогнуты в локтевых суставах. В начале периода безусловные рефлексы ярко выражены, к его концу они начинают угасать. Часто, при нарушении двигательного развития, тонус мышц-сгибателей остается повышенным или даже происходит его нарастание. Объем активных движений может быть снижен, особенно отсутствует активизация рук, кисти остаются сжатыми в кулачки. Реакции развиваются недостаточно или вовсе отсутствуют. В положении на животе ребенок плохо поднимает и удерживает голову, не выдвигает руки вперед, не использует опору на предплечья.

В норме в возрасте 3-х месяцев физиологическая гипертония мышц-сгибателей сменяется нормальным мышечным тонусом. Объем движений в конечностях полный. Главным показателем этого периода является активные движения рук и бессвязные движения головы и конечностей. Ребенку

доступен поворот головы, подъём рук вверх, он начинает тянуться к игрушке, захватывать её и ощупывать одежду.

Четырехмесячный ребенок пытается повернуться на бок. Сначала поворот осуществляется «боком»: сгибая голову, поворачивается в её сторону. В то время как одним из симптомов нарушения двигательного развития будет являться не сформированность сгибания головы и подтягивания. Ребенок может не поворачиваться на бок.

В возрасте 4-5 месяцев ребенок с нормальным развитием уже лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом, открывает кисть. Голова по середине, ноги разогнуты. К 6 месяцам может опираться на ладони вытянутых рук, приподнимая грудную клетку. Стоящий на опоре, ребенок выпрямляет голову и туловище. Безусловные рефлексы не вызываются.

Нарушение двигательного развития проявляется в том, что у детей при наличии повышенного мышечного тонуса сохраняется патологическая поза: сгибательная, разгибательная или асимметричная. Отмечается выраженное сопротивление пассивным движениям, уменьшение их объема. Сохранение повышенного мышечного тонуса, часто, сочетается с позотоническими рефлексами, которые препятствует формированию возрастных двигательных навыков, что нарушает, как правило, произвольную активность рук.

При различных нарушениях в развитии с 4 до 6 месяцев может сопровождаться задержка цепных выпрямительных реакций туловища. Лежа на животе, ребенок не опирается на предплечья, не поднимает и не удерживает голову в срединном положении или не может зафиксировать позу. В положении на спине не формируется подтягивание и сгибание головы. Если в норме 6-ти месячный ребёнок уже сидит непродолжительное время, то малыш с олигофренией может грубо задерживаться на этом этапе моторного развития.

После 7 месяцев одновременно с вставанием на четвереньки, ползанием, сидением формируются реакции равновесия. С улучшением контроля над

положением туловища руки освобождаются для более дифференцированных, целенаправленных действий.

При нарушении моторного развития выявляется снижение возрастной спонтанной двигательной активности, отмечаются патологические позы на животе и спине. Ребенок с трудом, или вовсе не способен изменять положение тела, реакции равновесия не выраженные.

В 7-8 месячный здоровый малыш садится самостоятельно и может сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной (при патологии проявляется не удержание данной позы).

В 8-9 мес. начинает самостоятельно вставать. В случае интеллектуальной недостаточности могут отсутствовать попытки передвигаться или ребёнок передвигается неправильным способом.

В 10 мес. ребенку удается зацепиться за опору и подняться, он стоит на ножках ровно.

Ребенок, поддерживаемый подмышки, к началу 11-го месяца только за ручки, пытается совершать первые шаги. Горизонтальное положение ребенок принимает в основном только во время сна. При патологии в 11 месяцев не пытается стоять держась за опору.

В возрасте 1-го года при патологии может отмечаться вынужденное положение тела, невозможность переворачиваться со спины на живот, при попытке поставить их на ноги происходит патологическая опора.

К двум гoдам дети с тяжелoй двигательнoй патoлогией часто еще плoхо удерживают голoву, не умеют свoбoдно ее повoрачивать и разглядывать окружающее. Они не в состоянии поворачиваться и менять положение свoего тела. Только некоторые дети могут самостоятельно сидеть, удерживать вертикальное положение стоя (у опоры) и переступать с поддержкой за руки.

К трем годам у детей обычно появляется возможность удерживать голову, некоторые из них овладевают навыком самостоятельного сидения и даже удерживают вертикальное положение стоя (у опоры). Но

самостоятельная ходьба для большинства детей с двигательной патологией оказывается недоступной.

Данная сравнительная характеристика общей моторики у детей с олигофренией и нормально развивающегося ребёнка, демонстрирует значительное отличие протекании формирования двигательной активности.

Далее, представим характеристику мелкой моторики. Уже в 1-3 мес. у ребёнка активизируются руки. Малыш может подносить их ко рту и удерживать в руке предметы на короткое время. В возрасте 3-6 месяцев в норме у ребёнка полнoстью нoрмализуется мышечный тoнус, что спосoбствует развитию прoизвольных движений, осoбенно в руках, т.е. захватывание предмета. В то время как ребёнок с патологией в этом возрасте с трудом захватывает предметы, может удержать их, но манипуляции осуществить не может.

К 6 месяцам реакция хватания развивается в точности и быстроте захвата, что тесно связано с формированием зрительно-моторной ко-ординации.

По мнению А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой у детей с патологичным развитием хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений.

Как считает С.Д. Забрамная, по прибытию в специальное учебное заведение школьники с нарушением интеллекта выявляют крайнюю неумелость, их пальцы слабые и вялые, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять тонких, соотносящих, сопоставительных движений.

Третьей составляющей моторного развития является речедвигательная сфера. Она включает в себя артикуляционную моторику, голосовую и дыхательную. Представим характеристику артикуляционной моторики.

Приходько О. Г. отмечает особую значимость безусловных рефлексов при формировании артикуляционной базы речедвигательного аппарата у

нормально развивающегося ребёнка. В связи с этим, осветим основные безусловные пищевые и оборонительные рефлексы у ребёнка в норме.

1. Ладонно — рото — головной рефлекс (Бабкина). Вызывается давлением на ладонь в области возвышения большого пальца, при этом рот открывается, голова сгибается. Ослабевает к концу 1-го месяца жизни и пропадает к 3-м месяцам.

2. Губной рефлекс. При похлопывании по одному из углов полуоткрытого рта происходит непроизвольное движение губ, закрывание рта (подготовка к сосанию). После 6 недель рефлекс постепенно угасает.

3. Хоботковый рефлекс. Раздражение в oбласти середины верхней губы вызывает рефлекторнoе движение губ вперед, oни вытягиваются в «хoботок» (рефлекс подготовки к сосанию). Угасает пoсле 6 недель.

4. Поисковый рефлекс. Касание щеки в области угла рта вызывает движение губ в сторону раздражителя (рефлекс подготовки к сосанию). После 6 недель угасает.

5. Сосательный рефлекс. При касании губ, кончика языка и твердого неба возникают сосательные движения. Нежное движение раздражителя (соски или пальца) ускоряет и усиливает активность сосательных движений. Рефлекс пропадает в возрасте от 4-х месяцев до 1 года.

6. Глотательный рефлекс. Вызывается тактильном раздражении корня языка, неба, задней стенки глотки. Обычно, глотание следует за сосательной активностью, но в период новорожденности глотание предшествует сосательному рефлексу. Изменение в схеме глотания и сосания происходит с 12 недель.

7. Рот-открывающий рефлекс. Вызывается зрительной стимуляцией — при виде груди или бутылки с молоком возникает рефлекторное открывание рта (условный сосательный рефлекс). Появляется в 4 месяца, начинает угасать после 6-ти месяцев.

8. Жевательный рефлекс пoявляется с 7 месяцев и вызывается тактильнoй стимуляцией десен или зубoв.

Итак, все вышеперечисленные безусловные рефлексы являются необходимой базой для благоприятного становления развития нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

В дальнейшем развитии артикуляционной моторики уже в 1,5 года появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель). Ребенок способен произносить губно-губные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные.

В 2 года артикуляционный аппарат ребёнка готов к простым движениям.

В 3 года ребенок может поднимать кончик языка вверх, упираться в нижние резцы и напрягать спинку языка, это позволяет появляться свистящим и шипящим.

К 4 — 4,5 годам в речи ребенка появляется сонорный вибрант – звук «р». Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо чёткое выделение кончика языка, его способность становиться тонким. К пяти годам появляется возможность вибрации кончика языка.

К 5 годам артикуляционная база сформирована.

Теперь, рассмотрим нарушения артикуляционной моторики, которое даёт О. Г. Приходько.

Часто, у детей с органическим поражением ЦНС отмечается нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры проявляется по типу спастичности, гипотонии или дистонии.

При спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут кзади, спинка его патологически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен.

При гипотонии (снижение тонуса мышц) язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться (часто сопровождается гиперсаливацией).

При дистонии (меняющийся характер мышечного тонуса). В состоянии покоя отмечается гипотония, но при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает.

Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной — от полной невозможности до незначительного снижения объёма и динамичности артикуляционных движения языка и губ. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и тонко-дифференцированные движения.

Часто у детей отмечается не только ограничение объёма артикуляционных движений, но и слабость кинестетических ощущений из-за чего и возникает трудность артикуляционных укладов. При интеллектуальном нарушении, в зависимости от локализации поражения, можно увидеть такие патологии артикуляционной мускулатуры как синкинезии, гиперкинезы, девиация, тремор кончика языка, атаксия и диспраксия.

Для обеспечения произносительной стороны речи необходима не только развитая артикуляционная мускулатура, но и голосовое наполнение речи, иначе, её не будет как таковой.

Иначе говоря, движения гортани связаны с движениями языка, нёба и нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикуляционные расстройства чаще всего выступают вместе. В связи с чем рассмотрим нарушения голосообразования.

Характерной особенностью является нарушение голоса, что в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани. Особенно перстнещитовидных, натягивающих истинные голосовые связки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодичным (А. Митронович-Моджеевска, 1965 и др.).

При слабости и паретичности мышц голосового аппарата вибрация голосовых связок резко нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата иногда полностью делает невозможным вибрацию голосовых связок. Процесс же образования звонких согласных (б, в, г, д, з, ж, л, м, н, р) связан с полноценной вибрацией голосовых складок. Поэтому патологические

состояния мышц голосового отдела часто является причиной нарушения произношения звонких согласных и замены их на глухие (к, га, т, с, ф и др.).

Для нормального состояния функций голосового аппарата необходимо определенное соответствие напряжения мышц, осуществляющих вдох и выдох. Тонкая координированная, согласованная работа всех дыхательных мышц имеет особо большое значение при создании полноценного речевого выдоха.

Нередко нарушения дыхания у детей с олигофренией проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, в нарушении координации между артикуляцией и дыханием. В момент речи дыхание учащается, после произношения звука ребенок делает судорожный вдох. В некоторых случаях нарушения дыхания отмечаются и независимо от речи, но, как правило, в момент речи эти нарушения резко усиливаются. Это не может не сказаться на качестве произнесения речевого высказывания.

Таким образом, сравнительная характеристика онтогенеза и дизонтогенеза моторной сферы позволяет отследить степень выраженности и характер двигательных дефектов у детей. Моторное развитие включает в себя периферический речевой аппарат, который отвечает за качество речевой продукции. Спектр этих нарушений создаёт патологические условия не только для развития речи, но и для познавательных процессов. Вследствие чего, уже в младшем школьном возрасте в структуру дефекта помимо произносительной стороны речи, добавляются нарушения чтения и письма. Это значительно затормаживает обучаемость и успешность ребёнка в школе, что не может не сказаться на становлении ребёнка с олигофренией как личности.

Список использованной литературы

1. Белякова Л. И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.- 287 с.

2. Головина Т. Н. О графических навыках у детей-олигофренов / Т.Н. Головина. – М.: Просвещение, 1967.- 215 с.

3. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 224с.

4. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Л.С. Волкова: Статья К. А Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -304 с.

5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

6. Пережигина Н.В., Солондаев В.К. Проблемы нормы и патологии психического и моторного развития: учебное пособие/ Н. В. Пережигина. – Ярославль: ЯрГУ, 2006. – 111 с.

7. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002 — 232 с.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Ответим на все вопросы быстрей чем найдёте информацию на сайте

ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Контакты

8 (423) 225-86-61

г. Владивосток,

ул. Волкова, 3а