Организация рабочего места ребёнка с нарушенным зрением на занятиях (общие рекомендации)

Рекомендуется рассаживать детей относительно места расположения

воспитателя/учителя по следующему принципу:

1й ряд – дети с очень низкой остротой зрения (0,4 и ниже);

2й ряд – дети с остротой зрения 0,4-0,6;

3й ряд – дети с остротой зрения 0,6-1,0.

Следует учитывать, что в условиях окклюзии ребёнок с амблиопией и

косоглазием попадает в положение слабовидящего. Если у ребёнка окклюзия

правого глаза – его сажают слева от педагога, левого – справа. Детей с

расходящимся косоглазием размещают по центру во 2- 3й ряд (для школы –

за 2-3ю парту), а с парезами глазных мышц – по центру в зависимости от

остроты зрения.

На занятиях рекомендуется детей рассаживать таким образом:

— в 2-3 ряда с соблюдением право-левосторонней окклюзии;

— нешироким полукругом;

— «каре»;

— параллельно (справа и слева от педагога по одному ряду).

/Во всех указанных положениях учитывается окклюзия, острота зрения,

вид косоглазия./

Детей с очень низкой остротой зрения (ниже 0,4) следует сажать за

первую парту так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для

демонстрации предъявляется не далее 1м от глаз. Необходим

дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен

показ предмета на чёрно-белом фоне либо на зелёном (успокаивающем),

коричневом (спокойном контрастном) или оранжевом (стимулирующем).

Наличие демонстрационного фона обязательно: он позволяет исключить из

поля восприятия посторонние объекты, создаёт ситуацию зрительного

комфорта, что, в свою очередь, способствует оптимальному решению

учебных задач.

Следует сочетать предмет и фон по цвету для лучшего рассматривания.

Предметы должны быть достаточно крупными, яркими по цвету,

точными по форме и деталям. На занятиях по математике размер предметов

для фронтального показа – 10-15см, размер используемой натуры (игрушки,

муляжи, предметы) – 20-25см, раздаточного материала – 2-5см.

Картина обычно демонстрируется на определённом фоне (это может

быть мольберт, фланелеграф), то же касается мелкого иллюстративного

материала. Можно одновременно демонстрировать две одинаковые картины,

чтобы все дети хорошо их видели.

Следует тщательно продумывать удобное размещение пособий на

занятиях по изодеятельности, учитывая остроту зрения и режим окклюзии

каждого ребёнка. Оптимально использование индивидуальных подставок для

демонстрации образцов, прочего иллюстративного материала.

Необходимо постоянно контролировать рабочую позу детей в разных

видах деятельности. Обязательна смена деятельности. Через 10-20 минут

работы с наклоном головы обязательно сменить позу, вид деятельности. Во

всех видах деятельности предусмотреть возможность дополнительного

подхода детей (ребёнка) к рассматриваемому предмету, объекту. Можно

использовать метод предварительного индивидуального знакомства

(рассматривания). На физкультурных занятиях практиковать замену

некоторых упражнений по согласованию с врачом-офтальмологом,

дополнительную подстраховку детей во всех видах движений (в связи с

низкой остротой зрения у детей нарушена координация движений). Следует

уменьшать дозировку упражнений с наклоном вниз, прыжками,

переворотами со спины на живот, упражнений на животе, а в ряде случаев

исключать вообще. При демонстрации нового комплекса упражнений, при

выполнении ряда упражнений (работа с мячом, лазание, упражнения на

равновесие – на наклонной доске, скамье и т.п.) окклюзия снимается, чтобы у

ребёнка формировался правильный образ движения, исключался страх и сама

вероятность травмирования, поскольку заклейка ограничивает свободу

движений. На музыкальных занятиях также снимается окклюзия, чтобы у

ребёнка появилось ощущение свободы движения в пространстве, его

красоты. На праздниках (утренники, развлечения) окклюзия снимается для

обеспечения полноты восприятия. Дети с низкой остротой зрения ставятся за

детьми с более высокой остротой зрения, равными им по темпу движения,

чтобы был ориентир для передвижения в пространстве.

К о р р е к ц и о н н у ю направленность занятий определяет

использование:

— специальной наглядности (более крупной фронтальной /15-20см/

дифференцированной индивидуальной /1-5см/; использование фонов,

улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов;

преобладание пособий красного, оранжевого, жёлтого, зелёного цветов;

наличие подставок, позволяющих демонстрировать /рассматривать/ объект в

вертикальном положении);

— выбор методов и приёмов с учётом состояния зрительных функций,

возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня развития

зрительного восприятия; обеспечение смены деятельности на занятиях в

связи с повышенной утомляемостью детей с нарушением зрения; введение

физминуток как обязательной части любого занятия; обращение внимания на

правильный способ деятельности ребёнка, а не только на результат;

— индивидуальный и дифференцированный подход на занятиях с учётом

уровня развития и потенциальных возможностей детей (определение степени

самостоятельности, подбор размера пособий, упрощённый или усложнённый

вариант задания, дифференцированная оценка результатов деятельности и

т.д.), рекомендаций учителей-дефектологов, врача-педиатра, офтальмолога.

При знакомстве с объектом, упражнением, действием следует снижать

темп занятия, т.к. детям с нарушенным зрением требуется больше времени

для зрительного восприятия.

У с л о в и я м и для полного и точного восприятия

демонстрируемого объекта являются:

— выбор адекватного фона демонстрации;

— выбор цвета демонстрируемого пособия (учитывать, что цвет в сочетании и

на расстоянии может меняться: например, жёлтый рядом с красным часто

видится оранжевым и т.д.);

— постоянное использование указки для показа предмета (обводка по контуру

демонстрируемого объекта или его изображения);

— при необходимости некоторые детали рассматриваемых изображений

(например, при работе с картиной) усиливаются дополнительным контуром

(подводятся чёрной линией);

— учёт окклюзии при положении ребёнка в зоне демонстрационного

пространства во время показа (заклеен левый глаз – справа, правый – слева);

— педагог находится у доски справа (исключается затенение обозреваемого

материала), обязательно лицом к детям.

(Составлено по материалам научно-методической литературы по вопросам

развития и воспитания детей с нарушениями зрения.)

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Ответим на все вопросы быстрей чем найдёте информацию на сайте

ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Контакты

8 (423) 225-86-61

г. Владивосток,

ул. Волкова, 3а