О тактильных ощущениях малыша и о важности их развития
Когда Вы гладите и целуете нежные пальчики малыша, думая, что
испытываете самые прекрасные в мире ощущения, знайте, малыш считает также.
Для него нет ничего приятнее, чем родительская ласка. Именно прикосновения
взрослых в виде поглаживаний, поцелуев и объятий стимулирует первую
бессознательную, а потом уже и сознательную улыбку. А малыш с помощью
прикосновений своих малюсеньких ручек будет проводить первые исследования.
Тактильные ощущения — одна из форм общения малыша с окружающим
миром. Рассказывайте ребенку о том, как вы его любите, с помощью слов,
ласкового взгляда, а также посредством массажа и игр. Позвольте и ему до вас
дотрагиваться и внимательно изучать, обязательно одобряя все действия малыша.
Так Вы не только наладите доверительный контакт, но и внесете неоценимый
вклад в развитие ребенка: все эти действия имеют огромную пользу для
стимуляции его умственной деятельности.
В настоящее время существует научно подтвержденный факт: от развития
движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга,
отвечающих за речь. Стимулируя тактильные чувства, вы также оказываете
положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение,
зрительную и двигательную память.
Вот несколько мероприятий, которые Вы можете проводить ежедневно,
превращая Ваши обычные действия в игры, стимулирующие тактильные
ощущения и мелкую моторику малыша:
Массаж тела. Когда прикасаетесь к ножке, ручке и т.д., поясняйте малышу,что это за часть тела.
Поглаживание малыша попеременно руками и тканями различной нежнойфактуры. Это могут быть шелк, кусочки меха, хлопка. Такие прикосновения
доставляют малышу радость, которая обязательно отразится на его лице в виде
улыбки.
Вкладывание в ручку крохи предметов различной фактуры с цельютренировки хватательных движений и различных ощущений. Сначала Вы
используете хватательный рефлекс, который достался ребенку с рождения, позже
тренируете сознательное сгибание и разгибание пальцев.
Развешивание перед малышом мешочков из тканей всевозможных видов:шелк, хлопок, вафельное и махровое полотенце, бархат. Пусть мешочки будут
наполнены тканью, бумагой, бусинами, крупой. Дайте мозгу ребенка самую
разнообразную пищу!
Украшение ножек и ручек малыша яркими и/или звенящимибраслетиками. Это поможет ему поскорее познакомиться со своими частями тела.
Выкладывание ребенка на коврик или лоскутное одеяло из различных пофактуре кусочков ткани, с «шуршалками», «пищалками», застежками. Такие
коврики можно изготовить самим или приобрести готовые.
Знакомство с предметами на вкус. Тактильные познания малыша связаныне только с пальчиками, но и органом вкуса — ртом. Очень хорошо подойдет для
таких занятий что-нибудь съедобное.
Занятие чтением книг-листалок, которые подойдут на все случаи жизни.Все ежедневные действия превращаются в игру и вызывают интерес ребенка:
теперь вы весело просыпаетесь, умываетесь, занимаетесь и засыпаете. Особое
внимание в книгах-листалках уделено воспроизведению пальчиковых игр.
Когда малыш станет постарше, его можно ближе познакомить сокружающим миром. Пусть его пальчики теперь касаются до травки, песочка,
камней, листьев, шишек. Все, что происходит вокруг ребенка, будет с
удовольствием исследоваться.
Если Вы воспользуетесь нашими советами, и будете ежедневно применять
их на практике, кроха не замедлит отблагодарить Вас своими успехами. Конечно,
при условии, что все это делается с удовольствием. Выбирайте те действия,
которые интересны малышу и Вам. Какие бы занятия по стимуляции тактильных
ощущений вы ни проводили, помните, что они должны быть безопасными,
нежными и приятными с точки зрения всех участников.