Дидактические основы использования наглядности при обучении воспитанников с нарушением зрения

Современные технологии коррекционно-развивающего обучения базируются на одном из основных

принципов – принципе наглядности при организации всех видов предметно-практической деятельности

воспитанников с нарушением зрения. Формирование основных компетенций дошкольников практически

невозможно без предъявления реальных предметов, их изображений в различных модальностях, без

установления взаимодействия предметов и их свойств, пространственных отношений. В связи с этим особое

значение имеет выбор дидактической наглядности, игрового материала, а также соблюдение определённых

условий их предъявления.

При планировании каждого занятия (обучающей деятельности, игры и т.д.) воспитатель должен

определить, какие коррекционные задачи будут решаться с учётом индивидуальных особенностей и

зрительных возможностей каждого ребёнка. При этом необходимо предусмотреть включение в работу всех

анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, тактильного и обоняния). Подбирать

демонстрационный и раздаточный дидактический материал необходимо с учётом особенностей зрения

детей, чтобы исключить перегрузку, т.к. это может привести к затруднению зрительного восприятия. Важно

правильно подбирать материал по цвету, размеру, форме в том числе в зависимости от цели предполагаемой

деятельности и задач, на решение которых эта деятельность направлена. Например, при выборе учебно-

дидактических пособий для коррекционного занятия по развитию зрительных функций предпочтение

отдавать предметам красного, оранжевого, зелёного цветов и их оттенков, т.к. они более активно

воздействуют на сетчатку глаза.

Предметные картинки, используемые на занятиях с детьми с низкой остротой зрения, должны иметь

четкие контуры и яркую окраску; предметный демонстрационный материал должен быть крупного размера

(15-20 см), яркой расцветки. Раздаточный материал должен быть 2-3 размеров (от 2 до 5 см), чтобы можно

было обеспечить им всех детей с учётом остроты зрения и состояния мелкой моторики. Детям с остротой

зрения от 0,1-0,3 рекомендуется давать раздаточный материал от 3 см и более, с остротой зрения 0,4 и выше

– до 2 см. Работа с таким раздаточным материалом будет способствовать повышению остроты зрения

амблиопичного глаза. При этом не исключается возможность применения готовых наглядных пособий,

которые отвечают особенностям зрительного восприятия детей. В качестве демонстрационного и

раздаточного материала можно использовать объёмные игрушки. Показывать демонстрационный материал

следует на контрастном фоне: фронтальная демонстрация – на фланелеграфе, магнитной доске или

мольберте, исключающем предметы окружающего пространства из поля зрения детей (помогает

сосредоточению на демонстрируемых предметах); материал для индивидуальной работы располагать на

специальных вертикальных подставках (иллюстрации) на расстоянии 30-35 см от глаз ребёнка, на фоновых

контрастных салфетках (предметы деятельности).

Воспитатели всех возрастных групп должны учитывать, что некоторые дети с нарушением зрения не

могут чётко дифференцировать цвет и его оттенки, поэтому на занятиях и в индивидуальной работе следует

использовать специальные игровые упражнения («Найди предмет такого же цвета и принеси», «Подбери по

цвету» и т.д.). В коррекционно-воспитательной работе большая роль отводится рассматриванию и разбору

сюжетных картинок, иллюстраций к детской художественной литературе. Это даёт возможность

формировать умение воспринимать сюжетные изображения и обогащать представления детей об

окружающем мире. При рассматривании сюжетных картинок, иллюстраций следует направлять внимание

детей на выделение различных признаков предметов (форму, цвет, величину и т.д.), помня при этом, что

ребёнку с нарушением зрения требуется больше времени для восприятия объектов, особенно при первичном

предъявлении. Необходимо добиваться, чтобы дети давали полное описание того, что видят, с называнием

главных и второстепенных деталей (см. алгоритмы обследования предметов).

В коррекционно-развивающей деятельности важное значение имеют занятия лепкой, аппликацией,

конструированием, рисованием как особый вид продуктивной деятельности, позволяющий развивать

зрительное восприятие, мелкую моторику, позитивные эмоции, оценить уровень сформированности

предметно-пространственных представлений.

Развитию пространственного восприятия способствует создание предметных и сюжетных

изображений с помощью вспомогательных средств (полезно использовать трафареты и лекала, контурные

изображения для раскрашивания). Актуально рисование с натуры. Предмет даётся каждому ребёнку. Перед

рисованием его следует обследовать, изучить детали, описать словесно. Можно познакомить детей с

приёмом создания изображения предмета способом его обводки на листе в определённой проекции,

максимально отражающей предметную форму. На занятиях по декоративной аппликации должны решаться

несколько коррекционных задач: анализ сложной формы, микроориентировка на листе бумаги, ориентировка

в цвете.

Проводя работу по изобразительной деятельности, необходимо помнить, что основная нагрузка

падает на зрительный анализатор. Поэтому в середине занятия следует организовать физкультурную

минутку. Детям можно предложить упражнения типа «Посмотри вверх (вдаль, в сторону)», «Проследи за

полетом птицы за окном» и т.д. Такие упражнения способствуют разведению зрительных осей, что позволяет

предупредить утомление зрительного анализатора. При этом следует учитывать, что прерывание творческого

процесса должно быть достаточно органичным, дабы не мешать реализации замысла юных мастеров.

Особое внимание следует уделять занятиям по формированию элементарных математических

представлений. Общие задачи развития детей на этих занятиях должны включать в себя и задачи

коррекционной направленности, способствующие обогащению зрительных представлений. С целью

развития полисенсорного восприятия рекомендуется счёт на слух, лепка из глины или пластилина шариков

разной величины, палочек разной толщины, работа с геометрическими трафаретами (обводка,

раскрашивание, вырезывание) и т.д.

Коррекционные упражнения или их элементы должны включаться в физкультурные и музыкальные

занятия. Предмет, с которым ребёнку придётся выполнять какие-либо упражнения, следует изучить

предварительно при помощи зрения и/или осязания. Учитывая, что дети с нарушением зрения имеют

проблемы с ориентировкой в пространстве, координацией движений, на каждом занятии следует уделять

время таким упражнениям, как построение и перестроение в круг, в колонну, в пары; свободное движение по

залу, не задевая друг друга. Усложнять или упрощать их следует с учётом возраста и возможностей детей.

Физкультурные и музыкально-ритмические упражнения следует выполнять с различными атрибутами

(лентами, флажками и т.д.). Полезно и эффективно использование предметов-ориентиров.

Развитию координации движений способствуют: ходьба в колонне с одновременным подниманием

рук, поочерёдное поднимание рук с платочками, флажками и т.д.

Развитию глазодвигательных функций и формированию бинокулярного зрения помогают такие игры,

как «Пройди по шнуру» (необходимо учитывать разные условия выполнения упражнения для детей с

разными видами косоглазия), «Дотянись до мяча», «Мяч через сетку», «Попади в ворота», «Набрось кольцо»

и др.

Как отмечалось выше, у детей с нарушением зрения имеются проблемы в движениях, в частности,

страдает мелкая моторика. Это необходимо учитывать при организации трудовой деятельности. Поручения

детям должны даваться с учётом состояния их здоровья. Важное значение для развития зрения имеет ручной

труд: вышивание, работа с бумагой, картоном, деревом, природным материалом.

Учитывая, что основным видом детской деятельности является игра, способствующая развитию

навыков ориентировки в предметно-социальном пространстве, двигательной активности, необходимо

подбирать яркие выразительные игрушки разной величины, которые дают конкретные представления о

предмете, его форме, цвете, назначении. Настольно-печатные игры, как и дидактические, должны

подбираться с учётом отклонений в зрении детей и соответствовать допустимым зрительным нагрузкам.

При нарушении зрения у ребёнка страдает не только зрительное восприятие, но и развитие ряда

высших психических процессов, и, прежде всего, познавательная деятельность, мышление, речь. У многих

детей с косоглазием и амблиопией имеются различные речевые нарушения: общее недоразвитие речи,

дизартрия, заикание, недоразвитие фонетической стороны речи и, как правило, нарушение фонематического

слуха, на что следует обратить особое внимание и обеспечить соответствующие условия для развития

коммуникативной деятельности, в том числе её речевой стороны и навыков невербального общения.

Рекомендуемая литература:

1. Аветисов Э.С. «Содружественное косоглазие», М., Медицина, 1977 г.

2. Гнеушева А. «Нормальное ли зрение у ребёнка»; «Дошкольное воспитание», 7/1978 г.

3. Ковалевский Е.И., Григорян Л.А. «О комплексном лечении детей с содружественным косоглазием и

амблиопией в специализированном детском саду»; «Вестник офтальмологии», 5/1974 г.

4. «Дети с глубоким нарушением зрения» под ред. Земцовой М.И., Каплан А.И., Певзнер М.С.; М.,

Просвещение, 1978 г.

5. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения» под редакцией М.И.Земцовой, М.,

Просвещение, 1978 г.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Ответим на все вопросы быстрей чем найдёте информацию на сайте

ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Контакты

8 (423) 225-86-61

г. Владивосток,

ул. Волкова, 3а